Церковь Марии Египетской
Церковь Марии Египетской входит в единый музейный комплекс барской усадьбы. Небольшое ампирное здание церкви было построено на месте первого барского дома в память о рано умершей матери поэта. Церковь освятили в 1820 году во имя Марии Египетской, покровительницы матери Михаила Юрьевича Марии Михайловны Лермонтовой.
В церкви Марии Египетской Лермонтов встречал крестьян не только из Тархан, но и из соседних деревень. Бывал он здесь немало раз у причастия и исповеди, при крещении младенцев, присутствовал и на «благодарном молебне», устроенном Е. А. Арсеньевой в честь его приезда в Тарханы 31 декабря 1835 года.
Далеко не однозначное отношение к церкви со стороны народа не осталось незамеченным Лермонтовым. Хотя без церкви и священника не обходилось ни одно важное событие в жизни крестьянина, простой человек был, в сущности, равнодушен к «слову божьему», раздававшемуся с амвона. Известна была и далекая от святости жизнь священнослужителей.
Так, я помню, пред амвоном
Пьяный поп, отец Евсей,
Запинаясь, важным тоном
Поучал своих детей;
Лишь начнёт — хоть плачь заране...
А смотри, как силен Враг!
Только кончит — все миряне
Отправляются в кабак.
Сведения для характеристики тарханских священников содержатся в церковных документах. Сохранилось «Дело о задолженности 25 рублей денег Федора Макарова, о пьянстве, непорядочных поступках священников села Яковлевское, Тархан тож» (1819). К 1827 году относится «Дело о пьянстве, исправлении в нетрезвом виде священнослужения и немогуществе совершить крещение, о вздорном и неудержном поведении» священника Василия Карпова.
С приездом Лермонтова в Тарханы летом 1828 года совпало следствие по делу ссоры и драки, затеянных священником, дьяконом и пономарем во время молебна в доме крестьянина Матвея Родионова. В 1829 году в духовное правление от тарханских крестьян поступило прошение об удалении из села священника Василия Карпова за дурное поведение. В указах Пензенской духовной консистории за 1836 год упоминается «Просительное письмо помещицы Елизаветы Арсеньевой о развратной жизни священника Григория Воронова».
Через церковь доводились до народа сведения о важнейших политических событиях. Каждый год 25 декабря в церкви совершался благодарственный молебен в честь победы русского оружия в войне 1812-1814 годов, когда народ отразил «нашествие галлов и с ними двунадесяти языков». После восстания декабристов среди крестьян упорно распространялись слухи о скором даровании воли.
Поэтому вышел манифест: «Все состояния в государстве, в том числе и поселяне, как казённые, так и помещичьи крестьяне и дворовые люди, во всей точности должны выполнять все обязанности, законами предписанные, и беспрекословно повиноваться установленным над ними властям». В течение полугода манифест читался и в тарханской церкви. Эти события не могли не оставить следа в памяти Лермонтова.
По сохранившимся документам (описи церковного имущества и фотографии иконостаса 1923 года) в церкви был восстановлен интерьер: дубовый с позолоченными элементами иконостас, иконы в большинстве тарханские, часть их мемориальные. Экспозиция в церкви Марии Египетской позволяет раскрыть сложные вопросы о месте веры в мировоззрении поэта, его жизни и творчестве, отношении поэта к человеку и мирозданию.
В экспозиции на фоне церковной обстановки представлены документы, вводящие в круг лиц, а также в курс событий, с которыми будущий поэт знакомился в церкви Марии Египетской, метрические книги, церковные ведомости, экземпляры царских указов и распоряжений, бывших на руках тарханских священников.
В церкви сейчас много местных икон. Особый интерес вызывает икона XVII века со святцами на ноябрь месяц, когда отмечался Михайлов день.
|