Классная комната
В специально отведённой для занятий маленького Лермонтова науками комнате можно увидеть второй его портрет, выполненный неизвестным художником в 1820-1822 годах. Он заставляет вспомнить свидетельство художника М. Е. Меликова о Лермонтове: «В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание
Он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой».
Лермонтов прошел курс домашнего обучения. Учебники русского и латинского, книги Милота и Карамзина по истории, «Зрелище вселенныя на французском, российском и немецком языках», «Ручная математическая энциклопедия», подаренная бабушкой «Книга хвалений, или псалтирь» (на развороте обложки воспроизведение детского автографа поэта), книги для чтения, географический глобус и другие школьные принадлежности дают представление о предметах, которыми Лермонтов занимался.
Из домашних наставников поэта особенно интересен был гувернёр Жан Капе. рассказывавший своему воспитаннику о событиях Великой французской революции, о Наполеоне. Рисунок «Наполеон на коне» (начало XIX века) и английская гравюра «Казнь Людовика XVI» (1795) здесь отражают интерес Лермонтова к этой теме.
Одарённый от природы многими талантами, Лермонтов ещё в детстве разносторонне проявлял свои способности: лепил целые сцены из крашеного воска по гравюрам из книги «Описание военных действий Александра Великого, царя Македонского», рисовал акварелью и карандашом. В экспозиции представлены копии детских акварелей Лермонтова, его подлинный рисунок в альбоме Нарышкиных, книга об Александре Македонском.
Рано проявился интерес Лермонтова к литературе книги А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, французских писателей были ему знакомы с детства.
Одна книга особенно ценна первое издание главы третьей пушкинского «Евгения Онегина» (Спб, 1827). Книга найдена в Тарханах у одного из местных жителей к его родителям или дедам она могла попасть только из барского дома.
|